КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Профориентир
    • »
    • Галина РЕЗАПКИНА: Родителям о профессиональном самоопределении подростка

    Галина РЕЗАПКИНА: Родителям о профессиональном самоопределении подростка

    Галина РЕЗАПКИНА

    Семья и школа – два главных института, влияющих на самоопределение детей и подростков. Поэтому так важно договориться о том, какими мы хотим видеть наших детей, и достигать поставленных целей слаженно, поддерживая друг друга.
    Предлагаю вниманию читателей фрагменты моей новой книги «Подросток выбирает профессию. Советы родителям», которая вышла месяц назад в издательстве «Русское слово».

    Как определить профессиональные интересы ребенка?

    Большинство великих людей – ученых, писателей, композиторов, художников – уже в детском возрасте проявляли интерес и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На его формирование влияет окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве под влиянием родителей.

    «Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну «Всемирную историю для детей”. Там была изображена охваченная огнем Троя. “Где находится этот город?” – спросил мальчик. “Этого никто не знает”, – ответил отец. “Когда я вырасту, я найду его!“ – воскликнул сын. С 14 лет он – ученик в лавке, затем – юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За три года изучил десять иностранных языков. Совершил путешествие вокруг света. Написал несколько книг. Стал миллионером. Внезапно в 46 лет все бросил и увлекся археологией. Он трудился без сна и отдыха, отдавая все свои силы и сбережения своей мечте, преодолевая малярию, несговорчивость рабочих, недоверие и насмешки ученых всего мира. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал копать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Руки Генриха Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле».1

    С обыденной точки зрения поведение Шлимана – чудачество. Ведь у него было все, что, казалось бы, нужно для счастья – «положение в обществе и богатство». Но ему этого было недостаточно. Положение и богатство для него были не целью, а средством. О своих детских фантазиях взрослые обычно вспоминают с улыбкой или смущением. По мере взросления мечты рассеиваются, если только они не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.

    Нередко интересы ребенка идут вразрез с планами родителей. «У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», – стыдил мистер Дарвин своего сына Чарльза.

    Отцы Шлимана и Дарвина по-разному отнеслись к увлечениям своих сыновей: один – бережно и с любовью, другой – презрительно и насмешливо. В итоге Шлиман и Дарвин добились своих целей, один – благодаря отцу, другой – вопреки и ценой своего здоровья.

    сокровища царей

    Интерес – это особая форма проявления познавательной потребности. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы различаются по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т.д.), по глубине, по длительности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой и насыщенной. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности.

    Основные характеристики интереса:

    • положительная эмоция по отношению к деятельности;
    • наличие познавательной стороны этой эмоции, т.е. радости познания;
    • наличие мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов.

    Выявление и развитие профессиональных интересов детей и подростков во многом определяет их профессиональную успешность. Но оно осложнено следующими фактами:

    • мотивы наших поступков и чувств не всегда лежат на поверхности, поэтому трудно осознаваемы;
    • представления подростков о профессиях обычно неполны или искажены;
    • подростковые интересы неустойчивы.

    Никто не может знать вашего ребенка лучше вас, внимательных и ответственных родителей. Но взгляд родителей субъективен, поэтому и нужна помощь специалиста, вооруженного необходимыми методиками и техниками. Следующая методика поможет вам осознать и уточнить, к каким видам деятельности предрасположен ваш ребенок. Для ее выполнения необходимы наблюдательность, отстраненность, способности к рефлексии и 20-30 минут вашего времени. Старайтесь долго не думать над ответом – первая мысль, пришедшая в голову, как правило, самая верная. Не стоит абсолютизировать полученные результаты, т.к. на восприятие влияет множество факторов – время суток, ваше состояние, окружение. Воспринимайте результаты не как диагноз, а как информацию к размышлению.

     

    Знаете ли вы своего ребенка?
    (методика Хаана и Каффа в модификации Г. В. Резапкиной)

    Инструкция. Опросник содержит вопросы, относящиеся к разным видам деятельности. Оцените вашего ребенка, пользуясь следующей шкалой:

    2 – свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

    1 – свойство выражено, но проявляется непостоянно;

    0 – свойство личности выражено нечетко, проявляется редко.

    Оценку ставьте в клетку с номером вопроса. Если вы затрудняетесь дать оценку, оставьте соответствующую клетку пустой. Отвечайте быстро, не раздумывая.

    1. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
    2. Усваивает новые знания очень быстро, все схватывает на лету.
    3. Оригинален в выборе сюжетов, обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
    4. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
    5. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
    6. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
    7. Интересуется механизмами и машинами.
    8. Инициативен в общении со сверстниками.
    9. Энергичен, испытывает потребность в движении.
    10. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
    11. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания.
    12. Становится задумчивым и серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, художественно выполненную вещь.
    13. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
    14. Может легко построить рассказ, от завязки до разрешения какого-либо конфликта.
    15. Интересуется актерской игрой.
    16. Умеет ремонтировать приборы, использует старые детали для создания чего-то нового.
    17. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
    18. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
    19. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
    20. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
    21. Составляет оригинальные композиции из природных материалов.
    22. Хорошо поет.
    23. Рассказывая о чем-то, придерживается выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
    24. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
    25. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов.
    26. Легко общается с детьми и взрослыми.
    27. Часто выигрывает в разных спортивных соревнованиях у сверстников.
    28. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
    29. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два.
    30. Любит использовать новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
    31. В игру на музыкальном инструменте, песню, танец вкладывает много энергии и чувств.
    32. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное.
    33. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
    34. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
    35. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
    36. Бегает быстрее всех в детском саду, классе.
    37. Способен с разных сторон подойти к одной и той же проблеме.
    38. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
    39. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.) в свободное время, без побуждения взрослых.
    40. Любит музыкальные записи, посещает концерты и музыкальные вечера.
    41. Выбирает слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев рассказов.
    42. Убедительно передает свои чувства через мимику, жесты, движения.
    43. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
    44. Часто руководит играми и занятиями других детей.
    45. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
    46. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
    47. Читает книги, научно-популярные статьи, опережая сверстников в своем развитии на год или два.
    48. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
    49. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.
    50. Умеет передавать в рассказах детали, важные для понимания события, не теряя основной линии событий, о которых рассказывает.
    51. Своими рассказами может вызывать эмоциональные реакции у других людей.
    52. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
    53. Склонен принимать на себя ответственность не по возрасту.
    54. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
    55. Предпочитает новые способы решения жизненных задач.
    56. Умеет делать выводы и обобщения.
    57. Любит создавать объемные изображения из глины, пластилина, бумаги.
    58. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
    59. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
    60. В своих рассказах точно передает чувства и эмоциональные переживания.
    61. Любит собирать модели самолетов, автомобилей, кораблей.
    62. Другие дети охотно выбирают его в качестве партнера по играм и занятиям.
    63. Любит подвижные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
    64. Продуктивен в любой деятельности, предлагает много разных идей и решений.
    65. В свободное время читает научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), предпочитая их художественной литературе (сказки, детективы и др.).
    66. Может дать свою оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем рисунке или модели.
    67. Сочиняет оригинальные мелодии.
    68. Умеет в рассказе передать характер, чувства, настроения героев.
    69. Любит игры-драматизации.
    70. Быстро и легко осваивает компьютер.
    71. Обладает даром убеждения, способен увлекать своими идеями других.
    72. Физически выносливее сверстников.

     

    Обработка результатов

    Подсчитайте количество баллов в каждом столбце и запишите их в нижней клетке. Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка творческих, научных (академических), художественных, музыкальных, литературных, артистических, технических, организаторских, спортивных способностей.

    13-16 баллов говорят о ярко выраженных способностях;

    9-12 баллов – выраженные способности;

    6-8 баллов – способности выражены в средней степени;

    0-5 баллов – способности слабо выражены.

     

    Обсуждение результатов

    • Легко ли вам было выполнять эту методику?
    • Какие утверждения вызвали наибольшие затруднения? С чем, по-вашему, это связано?
    • Помогла ли эта методика систематизировать ваши наблюдения?
    • Что вы сделали для развития интересов своего ребенка (кружки, секции, экскурсии, совместные дела и т.п.) ?
    • Совпадают ли эти результаты с вашими представлениями о своем ребенке?

     

    Как развивать профессиональные интересы

    Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Блестящий пример управления профессиональными интересами дает Марк Твен(«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»):

    … Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование – тяжелою ношей… И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение!

    Он взял кисть и спокойно принялась за работу. Вот вдали показался тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего.

    – Что, брат, заставляют работать?

    Том круто повернулся к нему:

    – А, это ты, Бен! А я и не заметил.

    – Слушай-ка, я иду купаться. Небось, и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать.

    Том посмотрел на него и сказал:

    – Что ты называешь работой?

    – А разве это не работа?

    – Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе… Разве мальчишкам каждый день достается белить заборы?.. Из тысячи… даже, пожалуй из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выполнить это как следует…

     

    … Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех ребят этого города. Сам того не ведая, он открыл закон, управляющий поступками людей, а именно: для того, чтобы человек страстно захотел   обладать какой-либо вещью, эта вещь должна достаться ему как можно труднее.

     

    Как Тому удалось сделать привлекательной обычную, как сейчас бы сказали, непрестижную,  работу? Дело в том, что любая работа сама по себе нейтральна, и только наше отношение делает ее интересной или скучной, престижной или непрестижной.

    Если влиять на интересы других людей можно, то управлять своими собственными интересами просто необходимо. Для это нужно соблюдать следующие условия:

    • добровольность – цели, поставленные перед собой самим человеком, достигаются легче, чем цели, навязанные другими;
    • постепенность – следует дозировать усилия, увеличивая их постепенно;
    • положительные эмоции – «усилие на грани приятного» – заниматься до тех пор, пока дело в радость, а не в тягость.

    Для развития профессиональных интересов наиболее пригоден младший школьный возраст, но и в старших классах можно и нужно создавать подросткам возможность попробовать себя в различных видах деятельности. Без «профессиональных проб» представления подростка о профессиях будут умозрительными и далекими от реальности. Профессиональные пробы – это практические занятия по интересующей ребенка деятельности. К профессиональным пробам можно отнести занятия в кружках и секциях, волонтерскую работу, экскурсии в специализированные развивающие центры, в которых дети в игровой форме могут попробовать себя в разных видах деятельности.

    Психологическая диагностика профессиональных интересов и склонностей сужает поле выбора профессиональных проб, исключая сферы, заведомо неинтересные для ребенка. Но не стоит абсолютизировать ее результаты – считается, что достоверность даже лучших методик не превышает 80%.

     

    Семейное древо профессий

    Опыт показывает, что даже старшеклассники имеют смутное представление о том, чем занимаются их родители. Совместная работа по составлению семейного древа профессий, на котором указаны профессии ближайших родственников, активизирует интерес к выбору профессии и благоприятно влияет на семейный климат.

    Галина РЕЗАПКИНА

    • Обсудите профессиональные пути ваших родственников.
    • Расскажите своему ребенку о том, как выбирали профессию в его возрасте.
    • Довольны ли вы сделанным выбором? Почему? Не бойтесь признаться в своих ошибках, если они были – это поможет вашим детям принять верное решение.

     

    Галина РЕЗАПКИНА

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia